Выбор CMS для сайта

Выбор CMS вопрос очень ответственный, движок сайта во многом определяет его функционал.

На сайте CMSmagazin, на момент написания статьи, упоминается – 644 различные CMS. Уверен, что это не все из существующих в мире CMS. Их очень много. 

Как же среди такого количества выбрать лучшую CMS?

Ответ - никак. Нет лучшей CMS, иначе все остальные уже прекратили бы свое существование, а разработчики пользовались бы одной единственной. Кроме того, сайты бывают разные и CMS, оптимальная, для одного сайта, может оказаться совершенно не подходящей для другого.

Существуют узкоспециализированные CMS и универсальные, впрочем, степень специализации тоже может быть разной, скажем WordPress это блоговый движок и заточен под блоги, но на нем можно делать самые разные сайты (впрочем, всё же не любые). Именно универсальные CMS являются самыми популярными – зачем изучать кучу движков, когда можно воспользоваться одним единственным на все случаи жизни. 

По данным Агентства «Тэглайн»  24% студий разрабатывающих сайты, используют 3 и более CMS в своей работе, 32% — 2 CMS, 44%  — 1 CMS. Думаю, что среди частных вебмастеров доля тех, кто использует только 1 CMS значительно выше, но точными цифрами не располагаю.

Впрочем, если Вы и собираетесь использовать несколько CMS, начинать с чего-то надо и желательно выбрать если не лучший, то хотя бы качественный и универсальный. Чтобы выбрать этот самый, единственный и неповторимый движок, нам придется окунуться в дебри статистики.

Попытки определить лучшую CMS, периодически предпринимаются, по опросу сотрудников целого ряда студий в «Тэглайн» составили рейтинг CMS по качеству:

 Лучшая CMS по качеству

Кому интересна методика оценки, может посмотреть на их сайте (правда это исследование уже несколько устарело – 2011 год). На мой взгляд, это довольно спорные оценки.

Ещё одна попытка выбрать лучшую CMS, так называемый "Рейтинг рунета":

Лучшая CMS по рейтингу

Другой метод, хоть как-то оценить качество CMS, используется CMSmagazin – они приводят суммарный ТИЦ сайтов участвующих в их рейтинге, чем выше ТИЦ, тем более раскручен сайт, что косвенно может свидетельствовать о качестве, поскольку для серьезных проектов стараются выбирать лучшее, но это не объективно ввиду разного количества проектов. Поэтому я, взяв их данные, посчитал не суммарный по всем проектам, а средний ТИЦ на сайт:

 Лучшая CMS по ТИЦ

Однако все методы сравнения имеют субъективный характер и основаны на слишком малой выборке данных. Поэтому мы возьмем более объективную информацию – количество сайтов на той или иной CMS.

Вот мировая статистика по данным Wappalyzer:

 Мировой лидер среди CMS

А вот преимущественно данные по рунету, по данным iTrack:

 Распределение CMS в рунете

Ну и наконец данные от OpenStat:

Количество различных CMS

Как видим, из графика в график кочуют всё те же названия. И большинство сайтов делается на бесплатных CMS. Среди них выделяются три лидера: WordPress, Joomla и Drupal, именно на этих CMS, делается подавляющее большинство сайтов мира. В России к ним примешивается достаточно большая доля коммерческих движков: 1C bitrix и DataLife Engine, сумевших оттеснить Drupal на 4-5 место.

 

Лучшие бесплатные CMS.

WordPress, занимает первое место по количеству сайтов во всем мире, по мировой статистике на нём делается более половины всех сайтов.  Это объясняется простотой движка и легкостью в его освоении. Однако оборотной стороной простоты, является недостаточная масштабируемость и гибкость. Его нельзя назвать универсальным, пригодным для создания любого сайта. Поэтому я не могу рекомендовать WordPress, как единственный движок на все случаи жизни.

Joomla и Drupal значительно более мощные и гибкие CMS, на них можно сделать практически любой сайт. Они не так просты в освоении как, WordPress, но и сверхсложными их тоже не назвать. Освоить эти движки вполне по силам начинающему.

Идущий вслед за ними MODx, заметно сложнее для освоения, он подходит компьютерным энтузиастам или тем кто уже имеет опыт работы с более простыми CMS, но для новичков я бы его не рекомендовал.

В мировой статистике вслед за лидерами идёт не MODx, а TYPO3 – немецкая CMS, с традиционно высоким немецким качеством, но требующая очень качественный хостинг с малым количеством сайтов на сервере, или вообще выделенный сервер, что дорого, а потому не способствует популярности этого движка. 

Популярность CMS это, с одной стороны признание заслуг, с другой неизбежное появление массы критиков. Что вполне естественно – чем больше пользователей, тем больше тех, кто не смог справится с созданием сайта или столкнулся с проблемой, которую не смог решить. Отсюда желание написать в отзывах какую-нибудь гадость. На основании чтения этих пасквилей может сложиться превратное представление о самых популярных CMS. 

Впрочем, дыма без огня не бывает. Популярные движки славятся низкой степенью безопасности, их часто взламывают. Причин тому несколько. 

Во первых, огромное количество сайтов дает хакерам широкое поле деятельности, позволяет натренироваться именно на взломе часто встречающихся сайтов. Во вторых, изобилие всевозможных модулей и плагинов от сторонних разработчиков (бывает, что в некоторые из них встраивают уязвимость, позволяющую проще взломать сайт). В третьих, низкая квалификация вебмастеров-любителей, которые просто не умеют защищать свои сайты, ведь многие учатся сайтостроению именно на популярных и бесплатных CMS.  

Но все эти недостатки в умелых руках исчезают и свидетельством тому множество качественных сайтов солидных компаний, сделанных именно на бесплатных движках из первой тройки по популярности.

Существует мнение, что бесплатное это синоним плохого, многие заказчики имеют стойкое предубеждение перед бесплатными CMS. Они считают, что только бедные используют их, обычно я не спорю и предлагаю платную CMS. Но бывает, что привожу пример опровергающий подобные предрассудки – сайт самой богатой в России компании «Газпром» сделан на бесплатном движке TYPO3.

Если Вы собрались выбрать CMS для того, чтобы её изучить для последующего создания одного единственного сайта – смело выбирайте WordPress. Если его возможностей Вам не хватит или Вы собираетесь делать несколько разных сайтов или желаете научиться делать сайты для других людей, но не будете зарабатывать этим на жизнь - выбирайте Drupal или Joomla. Если вы собираетесь освоить новую профессию, мой Вам совет – изучите несколько CMS, в обязательном порядке включив в этот список 1С Битрикс. А начинать можно с любой из вышеприведённых.

 

Лучшие коммерческие CMS.

Что касается платных, коммерческих CMS, то лидером здесь является 1С Битрикс – довольно сложный в освоении движок, но именно 1С Битрикс является самой популярной Российской платной CMS. Для многих клиентов это эталон качества. Поначалу я боролся с мнением клиентов, пытаясь убедить их в том, что возможно сделать хороший сайт без использования этой разрекламированной CMS – бесполезно, если человек решил потратить свои деньги на  1С Битрикс, мешать ему не стоит. Поэтому так важно уметь работать с этой CMS.

Вторую позицию занимает UMI.CMS – простой и легкий в освоении движок. Высокие оценки этой CMS в рейтинге качества, на мой взгляд, не говорят о высочайших возможностях этого движка, но вот то, что работать с UMI комфортнее и проще, чем с тем же Битриксом – это факт. Более того и заказчикам освоить её просто. Единственная CMS, которая может сравниться по легкости освоения – это WordPress, но UMI.CMS имеет больше встроенных возможностей, например очень хороший, встроенный интернет-магазин (впрочем о магазинах в следующей статье).

Так же довольно популярен NetCat. Но его позиции постепенно ухудшаются.

 

Лучшие конструкторы сайтов.

Конструкторы это сервисы, которые сочетают в себе: 

  • хостинг, как правило, с бесплатным вариантом; 
  • визуальный редактор для создания простого дизайна сайта, в котором большинство операций делается простым перетаскиванием мышкой уже готовых элементов, или есть хранилище бесплатных, готовых шаблонов;
  • CMS для управления сайтом, как правило, простенькую;
  • домен третьего уровня, естественно бесплатный;

Обычно имеется как бесплатный, так и платный вариант размещения сайта. Платный вариант, предусматривает уже домен второго уровня и значительно большей объём предоставляемых ресурсов и возможностей по поисковой оптимизации. Некоторые функции предусмотрены только на платном тарифе, например возможность создания интернет-магазина.

Поскольку сделать свой первый сайт проще всего при помощи конструктора, с подробного разбора этих сервисов я и начну свой рассказ в следующих статьях. Причём не в качестве эксперта, а в качестве такого-же новичка, как и Вы, впервые зашедшего на сайт конструктора и пытающегося со всем сходу разобраться, даю слово – даже одним глазком предварительно не загляну. Дело в том, что я никогда не делал сайтов при помощи конструкторов. Ну, за исключением uCoz, с которым чуточку знаком, но сайт на этом движке, я сделаю позже чем на других конструкторах.  А если не терпится, не хотите ждать моих уроков, то можете попробовать и сами, я специально поставил кликабельные ссылки, говорят это легко и БЕСПЛАТНО.

Самый популярный конструктор по мировой статистике Wix. В рунете лидируют uCoz и Setup.ru. Вот об этих конструкторах я и буду рассказывать, добавив к ним А5 и Jimdo, которые мне рекомендовали коллеги, как заслуживающие внимания. 

Выводы о том, какой из конструкторов лучше я сделаю уже на основании полученного опыта при работе с этими самыми популярными движками.

 

Мой выбор движка.

Теперь, когда Вы посмотрели статистику и ознакомились с моими выводами, расскажу о том, чем пользуюсь сам. 

Начинал я с HTML и первые сайты делал статическими, но затем понял, что будущее за динамическими сайтами и занялся освоением Drupal 4.6. Я тогда делал сайты для себя или друзей, не зарабатывая на этом денег. Но вскоре, «сарафанное радио» разнесло слух о моём хобби, и ко мне пришел незнакомый человек и попросил сделать ему сайт - мой первый платный клиент. Затем был второй, третий, пятый…

Когда изготовление сайтов стало моей профессией и появилось много заказчиков, остро встал фактор времени – на  Drupal скорость разработки сайта не слишком высокая. 

Второй проблемой стало обучение владельцев сайтов работе с ними, и опять сказалась ориентация создателей Drupal на продвинутого пользователя. Тогда мне пришлось сменить движок на простенький WordPress. Позже освоил я и Joomla, и TYPO3, и Битрикс, и ещё несколько CMS. 

В настоящее время, примерно 50% сайтов я делаю на WordPress, 30% на Joomla (когда возможностей WordPress не хватает), 10% на TYPO3 (когда у клиента имеется предубеждение против самых популярных движков или он начитался негативных отзывов), 10% на 1С Битрикс (когда клиент настаивает на платном движке).

А что же Drupal, с которого я начинал? Он мне нравится, он совершенствовался с момента моего первого с ним знакомства, но и конкуренты тоже, и так уж вышло, что он не вписывается в мою систему, которую я изложил чуть выше. Но подождём, что принесёт с собой Drupal 8. В любом случае я буду очень подробно о нём рассказывать, а вот версия Drupal, о котором я буду писать, пока под вопросом.

Когда я выступаю в качестве координатора проекта – то имею дело с разработчиками, у которых может быть свой набор любимых CMS. Поэтому приходится быть в курсе особенностей и таких движков как MODx, DLE (DataLife Engine), HostCMS, Amiro.CMS, ну и уже опоминавшихся Drupal и NetCat.

О каких-то, из выше перечисленных CMS, я буду писать очень подробно, о других лишь чуть-чуть. Узнав особенности разных движков, Вам будет проще сделать свой собственный выбор в пользу того или иного варианта. Или, взяв пример с меня, освоить несколько. 

Обратите внимание:

Всё вышеизложенное касалось универсальных движков, когда речь идет о такой специфической области, как создание интернет-магазина, расклад сил меняется в пользу коммерческих, платных CMS (Сам я чаще всего делаю интернет-магазины на 1С Битрикс). Но тема выбора движка для интернет-магазина требует отдельного рассмотрения в другой статье.

 Автор в google+

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Группа Вконтакте

Copyright © 2014-2015. Все права защищены.

Копирование допускается только с разрешения автора и обязательной ссылкой на источник.